1 этап. Мы записываем тему урока: «Символизм как литературное направление», а потом эпиграф: «Все преходяще, есть только символ». Гёте. Записываю на доске СИМ–ВО–ЛИЗМ и прошу ребят записать слова – ассоциации. Потом мы обмениваемся мнениями. Предлагаю составить из мнений определение символизма. Слушаем и записываем те, которые понравились. 2 этап. Обращаемся к слайду № 2. Говорим об истории термина, сравниваем свои определения с положениями символизма. Дальше идет работа с презентацией: живопись и музыка, которые относят к возникновению символизма как направления в искусстве. Слайды 3 и 4. Несколько слов о Клоде Моне (мой 11 класс, изучая живопись на уроках МХК, сам рассказал вкратце о художнике). Посмотреть картины художника и записать свои впечатления, ощущения. Слайды 5-7. Я предлагаю послушать фрагменты двух самых известных произведений Вагнера, записать свои ощущения, определить, что объединяет их. Последнее задание трудное, но оно понадобится позже по ходу урока. 3 этап. От символизма европейского мы обращаемся к возникновению символизма в России. Начинаем с живописи. Слайд 8. Посмотрев картины В. Борисова-Мусатова, ученики отвечают на вопрос: «Что сближает его произведения и картины Моне?» Слайд 9. Работа с этим слайдом готовит учеников к работе со стихотворными текстами: мы подходим к главной особенности символизма: изображение своего отношения к предмету, миру. Слайд 10. Вопросы: «Чем можно объяснить стремление художников уйти от конкретной формы?» и «Почему художники обращаются к аллегории или сюжетам вне времени?» помогают сформулировать выводы о том, в чем же состоит особенность мироощущения символистов. Слайд 11. Это определение символизма, которое мы сравниваем с нашими, записываем самое важное, ключевое. 4 этап. Работаем со стихами. И на этом этапе я использую рекомендацию Л. Д. Фураевой: сравнить стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и А. Блока «Я, отрок, зажигаю свечи…». Для этого читаем, слушаем и выписываем лексический ряд слов стихотворений и строим смысловой ряд. Выполнив задание, приходим к выводу, что в стихотворении А. Блока нет сюжета, а есть фиксация каких-то чувств, ощущений. Слайд 12. В конце урока слушаем «Поэму экстаза» А. Скрябина. Записываем свои ощущения от музыки. Сравниваем их с теми, что фиксировали, когда слушали Вагнера. Ученики приходят к выводу, что само понятие мелодии уходит, а значит, композитор ставит перед собой иную задачу, и этим объясняется его стремление соединить музыку и живопись, создать синтез искусств, преодолев границы каждого. Логично закончить разговор высказыванием Н. Бердяева, которое представлено на последнем слайде. Слайд 13. Такой «синтез искусств» получился у меня. Добавлю только, что, опираясь на опыт проведения данного урока, я сократила материал, посвященный символизму в живописи и музыке, так как на уроке это заняло много времени. Интересно узнать ваше мнение. Успехов на уроке!
|